Наши колокола

Художественная литейная мастерская Подорожного Бориса Андреевича была создана в 1989 г. небольшим коллективом мастеров в столице Черноземья г. Воронеже. Целью этого коллектива стало возрождение литья церковных колоколов по старинной технологии, на основе точных копий колоколов 16 в. (Новодевичий монастырь).

На сегодняшний день опыт мастеров и технологическое развитие позволяют отливать не только большое количество колоколов, но и способствуют открытию новых секретов в процессе литья что, в свою очередь, находит отражение в идеальном (фирменном) звучании каждого колокола мастерской Подорожного. Колокола могут иметь самые различные размеры, форму, материал и способы изготовления. Мы отливаем колокола с «русским» профилем, который имеет определённые соотношения диаметра, толщины и высоты и дает богатый тембр (благозвучие) и большую длительность звучания (певучесть).

Нами был выбран один из самых старинных способов литья колоколов — в «землю», на основе точных копий колоколов 16 в. (Новодевичий монастырь). В качестве материала или, как принято называть металл, «писчей» для колокола, мы используем только классическую колокольную бронзу, состоящую из сплава олова и меди. При поверхностной обработке колоколов применяется ручной труд без использования различных станков и другого сложного технологического оборудования.

Отделка поверхности колокола происходит путем жесткой, мягкой зачистки и полировки. Языки для колоколов отливаются из стали. Каждый язык имеет профиль (форму) идентичный языкам колоколов древности. Внешнее оформление колоколов отличается разнообразием: они украшаются иконами, молитвами, церковными текстами, памятными и дарственными надписями, именами заказчиков и жертвователей.

После отливки колоколов по желанию заказчика может производиться структурный анализ сплава на процентное соотношение металлов (для таможенного оформления). Готовые колокола подбираются по звукоряду. На каждый набор колоколов предоставляется сертификат-гарантия сроком на 50 лет. В случае выявления каких-либо дефектов (при правильной эксплуатации колоколов дипломированным звонарем) наша мастерская производит замену колокола или устранение этих дефектов бесплатно в течение 30 дней.

За период существования мастерской было отлито свыше 9000 колоколов (около 35–40 тонн ежегодно). Колокола отмечены иерархами РПЦ, дипломами многих выставок, в том числе «Рождественский Дар», «Вербная Неделя», «По Заветам Святого Благоверного Князя Даниила» (г. Москва), «Православная Русь» (г. Ростов-на-Дону), «Царицын Православный» (г. Волгоград) и пр.

Наши заказчики:

  • Александро-Невская лавра (г. Санкт-Петербург);
  • Варлаамо-Хутынский монастырь (г. Великий Новгород);
  • Кафедральный собор (г. Благовещенск);
  • Собор Петра и Павла(г. Петергоф);
  • Храм Сергия Радонежского (г. Самара);
  • Кафедральный собор Петра и Павла (г. Пенза);
  • Свято-Троицкая обитель милосердия (Оренбургская обл., пос. Сарактаж);
  • Спасо-Елиазаровский женский монастырь (Псковская обл., д. Елизарово);
  • Храм Св. Бл. Князя Владимира (летняя Резиденция Президента РФ в Новгородской области);
  • Храм Иоанна Кронштадского (Самарская обл., пос. Волжский Утес, Президентский санаторий)
  • и многие другие храмы и монастыри России…

Колокольный звон на Руси всегда имел большое значение в духовной и светской жизни. Под звуки колокола приходит в эту жизнь человек, под его же звуки он покидает этот мир. Колокольный звон является неотъемлемой частью церковной службы, он приглашает верующих в храм для всеобщей молитвы; голос колокола начинает и закрывает литургию. Верующему человеку трудно представить себе жизнь без колокольного звона.

Икону часто называют молитвой в краске, храм — молитвой в камне, а колокол — это молитва в музыке. Своеобразие колокольной музыки не оставляет равнодушным ни человека верующего, ни человека, далекого от церковной жизни. Своеобразие звона колокола заключается, в первую очередь, в уникальности каждого колокольного ансамбля. Формирование колокольных наборов длилось веками, добавление любого нового колокола меняло звон, иногда — очень заметно.

Поэтому и звонница при каждом храме имела свой легкоузнаваемый голос. При большем количестве колоколов в одном наборе и звон оказывался богаче. Колокололитейная мастерская Подорожного предлагает колокольные наборы следующих весов: 4 кг, 8 кг, 10 кг, 14 кг, 19 кг, 32 кг, 64 кг, 150 кг, 210 кг, 250 кг, 420 кг, 700 кг, 1250 кг, 2250 кг, 3000 кг, до 5000 кг. Традиционным для Русской Православной Церкви считается набор колоколов, состоящий из трех групп: больших, средних и малых колоколов. Малыми называют зазвонные колокола или дисканты. Их голоса украшают колокольный звон и создают ритмический рисунок.

Голос зазвонных колоколов представляет собой трель, которая и является художественным обрамлением трезвона. Благодаря разнообразию трели звон получается насыщен яркими всплесками и оттенками. Зазвонные колокола исполняют самые мелкие по длительности звоны и требуют особенного к себе подхода. В православном наборе зазвонных колоколов может быть два — по ростовской традиции, три — по северной традиции, четыре — по московской традиции. Этой группой колоколов звонарь управляет правой рукой. Вес зазвонных колоколов — от 4 до 19 килограммов.

Средние колокола — это подзвонные или, как их иначе называют, альтовые. Основная мелодия звона исполняется именно подзвонными колоколами. Количество этих колоколов в наборе не ограничено, но их должно быть не меньше двух. Размещаются они на звоннице с помощью тяг, которые тянутся от языков колоколов к пульту, управляющему звоном. Управление группой подзвонных колоколов звонарь осуществляет с помощью левой руки. Вес колоколов данной группы колеблется от 32 до 250 килограмм.

Если же колокольный набор большой, то в нем могут использоваться более тяжелые колокола подзвонной группы. Большие или басовые колокола — это благовесты. Благовестник — это наибольший колокол в стандартном православном колокольном наборе. Так же как в случае с зазвонными и подзвонными колоколами, количество благовестов может колебаться от одного до пяти. Наиболее часто встречаются звонницы с одним или двумя благовестами. Основной ритм в колокольном звоне задают большие колокола, их низкий обертон делает звон более мощным и красивым.

От того, насколько благозвучен басовый колокол, зависит характер звона, его сила и величие. Если благовест очень большого размера, то темп будет умеренным, а звону будет присуща торжественность и строгость.Благовестники меньшего размера звонят более радостно и ярко. Звон благовестника имеет сигнальное значение: чаще всего его используют для созыва верующих на церковную службу.

Благовестники делятся на следующие виды:

  • праздничный колокол звонит в дни больших праздников;
  • воскресный колокол звонит в воскресные дни и в праздники;
  • постный колокол высту- пает в роли благовестника в дни Великого поста;
  • полиелейный колокол звонит в дни полиелейного Богослужения;
  • будничный колокол используются в будние дни недели.

В колокольном звоне каждая группа колоколов — благовесты, зазвонные и подзвонные — имеют собственные партии звучания, дополняющие друг друга и создающие общую картину звона.

Колокольный наборы, отлитые в мастерской Подорожного Б. А., славятся праздничным малиновым звоном, мажорный лад которых образуется за счет профиля колокола. Каждая из трех групп необходима для создания настоящих, красивых колокольных звонов и требует большого внимания во время подбора звонницы. Мастерская Подорожного рада пригласить Вас в Воронеж, чтобы Вы смогли насладиться звучанием настоящих православных колоколов.

Наши работы
Все работы

Таблица стандартных моделей колоколов

Вес, кг. Высота, мм. Диаметр, мм. Основной тон
1 4 190 180 Ре-Ре#
2 8 230 225 До-До#
3 10 270 250 Ля-Ля#
4 14 290 275 Си-Си#
5 19 320 295 Соль-Соль#
6 32 360 345 Фа-Ми
7 64 490 455 До-До#
8 150 620 580 Соль-Соль#
9 210 735 690 -
10 270 780 745 -
11 420 900 850 Ре-Ре#
12 700 1090 1000 Ля-Ля#
13 1250 - - -
14 2250 1605 1520 -
15 3000 1785 1700 -
16 до 5000 по индивидуальному согласованию по индивидуальному согласованию по индивидуальному согласованию